Гора Юрма

Есть на Земле места, где деятельность человека нанесла непоправимый урон природе, превратив их в грязные, опасные и жуткие. Одним из таких мест всемирно признан город Карабаш в Челябинской области. Местный медеплавильный комбинат превратил его окрестности в подобие безжизненной планеты, люди здесь болеют и умирают. Но, по странному стечению обстоятельств именно рядом с Карабашем находится гора Юрма, на вершине которой есть скалы удивительных форм, прямо под боком у отравленного города, до него всего 14 километров по прямой.

Высота горы Юрма чуть больше тысячи метров, и ветры в основном дуют со стороны горы на Карабаш, унося ядовитый дым прочь. А реки текут со склонов, и потому совершенно чистые. Так что, попадая в окрестности Юрмы и на ее вершину, чувствуешь, что попал совсем в другой мир, мир нетронутой природы. Сама гора имеет вытянутую форму, как небольшой хребет, расстояние между крайними скалами 6 км.

На вершину ведут две основные дороги - со стороны Карабаша, наиболее используемая туристами, и со стороны парка Таганай, но по ней мало кто ходит. На Юрме несколько крупных скальных выходов удивительного розоватого цвета, разнообразных форм, способных разбудить Вашу фантазию, "Чертовы ворота", "Крепость", "Башмак", и другие. Кроме того, с нее открывается потрясающий вид на горы хребта Таганай, город Карабаш, и Челябинские озера.

Наверху вся гора покрыта лесом из низкорослых елей и кустарников, там множество очень больших муравейников, следов пребывания зайцев, косуль, лосей. К основным скалам ведут тропы, только к самым крайним нужно идти по дебрям и зарослям. Немаловажно то, что на стоянках Труба и Кресты под горой имеются родники и крупные ручьи с хорошей питьевой водой, кроме того, по склону горы, обращенному к Карабашу, также сбегает чистый ручей. Правда, есть ли он здесь в разгар жаркого лета - неизвестно.

И, хотя в переводе с тюркских языков "Юрма" значит "не ходи", но однажды в конце весны мы решили рискнуть, и совершить восхождение на эту уральскую красавицу-гору, и я даже взял с собой видеокамеру, чтобы снять все, что удастся увидеть. А что у нас получилось, можете прочитать на этой странице.

Юрма - не ходи... ...Но мы пошли

День первый. Кислотный Карабаш, тощий лис, трудный подъем на гору, скалы Розовый замок, большой уж, стоянка Труба

В конце мая установилась сухая солнечная погода, и надо было срочно куда-то ехать из города. Стали прикидывать, куда податься. Желание посетить Карелию у нас отбил прогноз погоды - там почти на весь месяц обещали мокрые холода с ветром. А вот у нас на Урале, в том числе на южном, как раз наоборот - прекрасная сухая и жаркая погода. Тут мы сразу вспомнили про Таганай, где побывали много лет назад. Там еще было что посмотреть, и Александр предложил махнуть к этому горному хребту.

Только зайти туда планировал с другой стороны, не от Златоуста, а от Карабаша. И пройти от горы Юрма, что на границе национального парка, по всему Таганаю, с подъемом на горы Ицыл и Дальний Таганай. А Златоустом уже закончить, и оттуда уехать домой.

Маршрут такой на 50 километров мог занять неделю, нас это устраивало. Но дальше Александр стал смотреть карты и искать информацию о том, кто так уже ходил, и опечалился. От Юрмы вел только Старокиалимский тракт, а его фотографии нас вообще не порадовали. Путь продолжительностью 20 километров лежал частью по сгнившей старой гати, частью просто по заболоченным и залитым водой участкам дороги. Короче, полная засада.

Был еще вариант идти по верху хребта, но это еще хуже - по курумнику, в отсутствии тропы, и местами по зарослям низких горных елок. Так что отказались мы от этой идеи, и Александр разработал другой план: приехать в Карабаш, дойти до Юрмы, встать у подножия, и несколько дней ходить по разным ее точкам, а потом вернуться в Карабаш. Это получалось километров 40. Ну, и легче то, что можно вещи прятать под горой, и ходить наверх налегке, возвращаясь к ночи на стоянку.

Кстати, "Юрма" в переводе с башкирского означает "не ходи", но мы все же решили рискнуть и пойти, ведь она сама по себе очень большая, да еще на ней всякие живописные скалы есть. И даже близость загрязненного медеплавильным комбинатом Карабаша нас не напугала! Стали мы готовиться, пригласили составить нам компанию нашего друга Василия. Он согласился к нашей радости, ведь втроем и веселее, и удобнее.

Мы забронировали на 27 мая машину на сайте Бла-бла-кар. Нас собирался везти некий Максим на "Ладе Приора", и договорились, что ждать нас будет у "Дирижабля" в 8 утра, и возьмет по 450 рублей с человека. Автобусом и поездом дороже было бы. День накануне я провела в магазинах и на кухне - покупала продукты, готовила еду, пирожков напекла на кефирном тесте с капустой, картошкой и яблоками. Вещи сложили в рюкзаки - я взяла Сашин старый "Конжак", а он - 70-литровую "Татонку". Рюкзаки получились по 16-18 килограммов каждый.

На следующий день в 7 утра вышли из дома. На метро доехали до конечной, Ботанической, и вышли к "Дирижаблю". Правда, немного не с той стороны, пришлось еще пройти пешком до места, где нас ждал автомобиль. Подошли, смотрим, машина наша вроде стоит, а Васи нет нигде. Саша уже хотел было звонить, но водитель сказал - а вон там мужчина ходит с огромным рюкзаком - это не ваш? И точно, наш! А рюкзак у некрупного Василия получился просто гигантским! Кажется, размером больше него. Шутка ли, 140 литров объем!

Мы стали загружаться - в багажник вошел большой Васин рюкзак, и мой, поменьше. А Сашин поставили на заднее сиденье между нами с Васей, и всю дорогу друг друга только слышали, но не видели, потому что на рюкзаке еще были приторочены два коврика, свернутые в трубку, как турбины. Александр сидел на переднем сиденье, как самый крупный и длинноногий. Он всю дорогу переговаривался о чем-то с водителем, но из-за шума в салоне я мало что слышала.

Выехали мы даже раньше плана - в 7.45. Следовали по Челябинскому тракту, мимо поворота на Сысерть и Кашино, потом мимо множества озер и поселков уже Челябинской области, и вдали уже виднелись вершины хребта Вишневые горы. Проезжали Черкаскуль, Окункуль, Аллаки, Кыштым... О некоторых озерах на сайте рассказы есть, можете почитать. На дороге во многих местах шел ремонт, кое-где полосы были закрыты, что-то перекопано, но мы все равно ехали с хорошей скоростью.

Один раз останавливались у кафе, водитель вышел покурить. И еще мы попросили притормозить у стелы "Карабаш", чтобы ее на видео снять. Да, я же не сказала, Александр взял видеокамеру, так что об этом путешествии будет у нас хороший фильм, ну, когда будет... Он еще снял графитово-черные отвалы высотой с пятиэтажный дом, сложенные мелким шлаком, почти как песок. И некоторые из отвалов слегка курились серовато-желтым дымком.

Мы въехали в Карабаш, причем водитель согласился высадить нас у заводоуправления "Карабашмедь", для чего проследовал почти через весь город. Нам оттуда было гораздо ближе идти к Юрме. Мы еще спросили, не совпадет ли его обратный путь в Екатеринбург с нашим? Но он ехал на день раньше, жаль...

Мы высадились у пруда, где стояло здание заводоуправления, свежевыкрашенное в светлый цвет. Ремонт там еще шел, территория перед ним была недавно благоустроена, кустики, цветочные клумбы... А прямо за ним как будто начиналась преисподняя. Там на жутких черных отвалах высились проржавевшие, закопченные промышленные постройки, и все дымилось! Дым шел не только из труб, но и из окон, от крыш цехов, из самих отвалов. Такое ощущение, что прямо вся земля дымит. И чувствовался неприятный химический запах всего этого. Короче, надо было оттуда как можно скорее валить.

Мы не стали долго любоваться прудом и сквером, а переоделись в шорты, надели рюкзаки, и шустро двинулись по улице Освобождения Урала - очень символичное название, потому что все дома на ней были освобождены. Жителей переселили в другие места. Ну, кто жив остался... Часть домов уже была разрушена, часть явно горели, а один дом даже был жилой! Там собака на нас лаяла. Еще прошли мимо местного дома культуры и кинотеатра - странного здания, похожего на будку с двумя высокими бочками по бокам. Покрашено это в светло-серый цвет, но по некоторым местам было видно, что раньше он был тошнотворного зеленого колера.

Спросили у прохожего, есть ли где-то поблизости магазин. Он ответил, что вперед и налево, но не сказал, далеко ли налево... Мы решили посмотреть. Довольно долго шли по этой улице вдоль территории комбината, мимо еще одного пруда... И вот у поворота на улицу Уральская, по которой нам надо было дальше идти, увидели магазин, он был совсем рядом. Мы обрадовано поспешили туда. Купили бутылку кваса на полтора литра, живого брожения, купили булочки, нам с Васей по пакетику сока. И прямо у магазина перекусили соком и булками.

А на улице, надо сказать, было жарко, как настоящим летом. И с рюкзаками идти с непривычки было еще тяжеловато. Лямки на плечи сильно давили. Но через полчаса тело уже привыкло и смирилось, и дальше шли уже бодро. Проследовали по улице Уральская, застроенной частными домиками, там асфальт кончился, и началась грейдерная дорога. Вышли вскоре за границу Карабаша, и пошли в обход старых отвалов, уже поросших молодым лесом. До стоянки у горы Юрма нам надо было пройти 13 или 14 километров. Сразу за Карабашем видели указатель "Эко-отель "Экстрим-парк". Посмеялись - эко-отель возле самого грязного города России!

В одном месте дорога раздваивалась, и мы сначала пошли прямо, минуя поворот. Но там нам был подан знак, куда идти. На дороге, ведущей направо, нас ожидал лисенок-подросток. Высокий, тощий, хвост, как палка. Кончики ушей черные, сам рыжий. Увидев нас, он присел, потом прилег и прижался к земле. Мы все остановились, а Саша достал камеру и начал снимать, подходя все ближе к лису. Тогда тот встал, и неспешно пересек дорогу. Спустился в кювет, но обнаружил, что там болото, и идти некуда. Вот тут он всполошился, и уже быстренько побежал от нас по дороге. Лиса нам показала верный путь, идти надо было по дороге направо.

Шли мы между двух заболоченных озер, и в одном громко орал дружный лягушачий хор. Впереди тоже возвышались старые отвалы с березами. С правой стороны все еще маячили трубы комбината на черных горах, поражая странной мрачной красотой. И еще кругом пели птицы, особенно хорошо было слышно зябликов. Потом отвалы закончились, и пошел уже нормальный лес. В одном месте от большой лужи взлетела птица с огромным размахом крыльев.

Первые километров пять дорога была хорошей, по крайней мере, для пешеходов. В низине показалась речка Сак-Элга - сначала слева от дороги, потом справа. Александр подошел, снял там пару кадров перед мостом. Как раз под мостом речка и перетекала на другую сторону дороги. Здесь где-то надо было присесть пообедать, пока вода рядом. Мы нашли полянку справа, где не было особых зарослей травы, и свернули туда, на бережок. Вода в речке бежала чистая, она текла с гор, и в Карабаш не заходила. Так что в ней и ополоснуться можно было, если что. Саша видел на берегах давнишние погрызы бобров. Дно у речки было твердое, без ила.

Мы достали еду, пообедали капустой с колбасой. Потом еще ноги помочили в приятной прохладной воде, любуясь свежими зелеными листочками на ветвях над рекой. Но вскоре налетели мошки, и стали нас торопить в путь. Вот на дороге мошек не было.

Прошли мост через речку, поворот к эко-отелю, какой-то большой стенд с надписью не помню о чем. На стенде висела почему-то женская розовая кофточка... Сворачивали налево, потом направо. И неожиданно прямо по дороге потек довольно полноводный ручей, и стали попадаться крупные булыжники. Нам пришлось петлять, обходя воду и камни, к тому же дорога пошла вверх. Ручей тек светлый, чистый, идти с ним было даже веселее, правда, иногда по лесу приходилось обходить разливы. Но мы даже ноги нигде не замочили. Лес здесь хороший - сначала был сосново-еловый, а с набором высоты поменялся на лиственный - березы и осины. И все такое свежее, по-весеннему обновленное. И дышалось прекрасно.

Теперь дорога пошла гораздо круче в гору, и наша скорость сильно упала. К тому же мне надавило мизинец левой ноги, и боль становилась уже почти невыносимой. Я недоумевала - ведь в этих же кедах я ходила на довольно большие расстояния - и ничего! По дороге несколько раз останавливались, чтобы попить воды, жара донимала. Василий достал из рюкзака свою здоровенную трехместную палатку весом около шести килограммов, и понес ее в руках, прижав к груди. У него рюкзак получился намного тяжелее наших - не только из-за палатки. Еда, например, была частью в стеклянных банках, а они же тяжелые...

У Александра, видимо, от кваса, появилась реактивная тяга, он переключился на вторую, и втопил так, что еле виднелся вдалеке впереди. Мы еле поспевали за ним. Чем более крутой становилась дорога, тем хреновее становилось мне. Силы почти кончились, голова кружилась, а палец на ноге уже просто занимал все мои мысли. Александр сказал, что до скалы Розовый замок осталось два километра, и я ждала ее, как манны небесной, чтоб немного отдохнуть. В навигаторе через километр значилась скамья, но в реальности ее не оказалось, лишь маленькая полянка.

Короче, пока мы дошли до этого Розового замка, чуть не померли. Я еще заметила, что Василия все больше клонит вниз, и он скоро просто носом в землю воткнется... Забрала у него палатку, чтоб немного отдохнул, решила сама пока понести. А тут начался более крутой подъем. Чувствую, голова закружилась, меня замутило, и пришлось остановиться, воды попить, отдышаться. И вовремя затормозила - чуть не наступила на крупную плотную лягушку, а может, и жабу, я не разглядела... Так что, не дойдя полкилометра до Розового замка, мы остановились на небольшой привал.

Передохнув, мы тихонько пошли дальше. У тропинки к скалам остановились, скинули рюкзаки, выпили горячего сладкого чая. А я еще и таблетку от головной боли, потому что она уже сильно давала о себе знать. Но я все же отправилась осматривать Розовый замок, уж очень название романтическое...

Скалы были близко, они оказались невысокими, среди леса виднелись 2-3 отдельные гряды. И вот самая высокая, метров 12, действительно удивляла своим видом. Во-первых, она была сложена из камней разных оттенков розового цвета, от бледного, почти белого, до интенсивного, почти малинового. Во-вторых, камни практически все были размером и формой похожи на кирпич, так что складывалось впечатление, что это и правда стена древнего замка. В-третьих, скалу подпирала двумя мощными ветками старая береза, словно руками поддерживала. Рядом со скалами была и стоянка с костровищем, видно, люди здесь бывают.

Александр все это снимал на видеокамеру, а я стояла рядом со скалой, и гладила рукой красивые розовые камушки... Просто как поделочные, полудрагоценные. Потом он перешел к другой группе скал, пониже, полез на вершину, и вдруг крикнул: "Ребята, кто хочет посмотреть на большую змею?" Василий пошел смотреть, а у меня так сильно болела голова, что я отправилась к рюкзакам, отсиживаться, пока таблетка не сработает.

Змея оказалась крупным, упитанным ужом, длиной около полутора метров. В середине тела у него было утолщение - видно, пообедал недавно кем-то. И ему не нравилось, что люди мешают переваривать еду. Александр его поснимал, а потом уж шлепнулся с камней вниз, пытаясь уйти подальше от человека. По звуку было ясно, что змея тяжеленькая...

Я тем временем решила выпить еще одну таблетку, а то еще ведь идти надо. Ребята вернулись, мы надели рюкзаки, и пошли к Юрме. Оставалось до стоянки Труба еще километр. Жара к этому времени ослабла, поднялся легкий ветерок, так что это немного облегчало нам путь. Зато появились немногочисленные комары, они периодически кусали то ноги, то руки. Вот так тихонько мы добрались до стоянки. Она была очаровательна - ровная полянка среди нежных берез, рядом, почти на дороге, виднеется сама металлическая труба, по которой названа стоянка.

Сначала нам показалось, что из нее ничего не течет. Потом смотрим - дорога-то мокрая, так что вода явно должна быть, да и звук журчания доносится. Мы сняли рюкзаки, осмотрелись - места для палаток полно! Есть и костровище, и бревнышки, чтобы посидеть у огня. Александр дошел до трубы, и закричал "Ура!". Вода из нее текла, просто в другую сторону от полянки. Чистая, прозрачная, холодная! Стал сразу умываться и пить.

Труба примерно 15 сантиметров в диаметре, и около 70 сантиметров высотой. Она вся наполнена водой. Верхний край трубы как будто надорван, и оттуда как раз с журчание течет струя воды, как из крана. Набирать удобно. Сама полянка была чудо как хороша, в светлом березовом лесу, покрытая прошлогодней листвой, а по периметру растут несколько черемух, они цветут, и аромат от этого идет волшебный... Не стоянка, а мечта! Решили, что первым делом надо ставить палатки и ложиться отдыхать. У Василия болело все тело, а у меня - голова. Так что команде инвалидов срочно нужна была реабилитация.

Нашу палатку мы поставили ближе к костру и роднику за три минуты отработанными движениями. А вот с Васиной мороки было больше. Она у него большая, по конструкции ставится сложнее, да еще старая, и проблемы с резинками у дуг. Так что пришлось оказывать посильную помощь. Его домик определили в конце полянки, там была большая ровная площадка. Но вот, наконец, палатки были поставлены, пока Александр мыл ноги, я все внутри постелила, и мы улеглись на ровную поверхность. Еще перед этим осмотрелись все на клещей, не нашли никаких непрошенных гостей, договорились, что у нас есть час на отдых, и все затихло.

И как только забрались в палатки, пошел мелкий дождик, и шел почти все время, пока мы отдыхали. Намочить вещи ему не удалось, а вот воздух он освежил. В палатке посмотрели навигатор - оказалось, что мы начали путь с высоты 332 метра над уровнем моря, а закончили у стоянки на высоте 676 метров, и от Карабаша прошли 16,5 километров. Так что набор высоты составил 344 метра. Из Карабаша вышли в 10.50, и пришли на стоянку в 16.30, то есть в пути были 5,5 часов, но это со всеми остановками на привал, обед, у скал Розовый замок, и видеосъемку.

Где-то в половине седьмого вечера мы вышли наружу, отдохнувшие. Стали собирать дрова на костер. Хотели гречку сварить на ужин, хотя аппетита особого не было, наверное, от усталости. Поели каши, кто с салом, кто с овощами. А вот пить все время хотелось, так что наш чай из термоса был очень кстати. Затем поставили котелок воды, чтобы и Васин термос заварить, и еще чаю выпить. У Василия к чаю нашлись вкусные манные кексы с маком, почти как домашние.

Пока сидели с чаем у огонька, чудесно беседовали, потом Александр достал варган, и стал наигрывать нам шаманские мелодии. Следом за ним и я попробовала поиграть на этом инструменте. А в финале Василий достал деревянную дудочку, и тоже издал пару-тройку забавных звуков, похожих на паровозный свисток. Прямо музыкальная гостиная!

Было на нашей стоянке тихо, даже птички не чирикали. Иногда налетал ветерок, шурша кронами берез, да пролетали очень далеко самолеты... Костер у нас горел до самой ночи, постреливая искрами и согревая. Вокруг него постоянно бродил какой-то крупный жук. Примерно в 15 минут одиннадцатого мы собрались спать. Да, до этого я еще проверила, есть ли здесь сотовая связь, и, к большому удивлению, она была! И мы легли спать, договорившись, что завтра встаем в семь утра, и в девять идем гулять на вершину Юрмы.

Продолжение рассказа о походе на гору Юрма

Как добраться до горы Юрма

Гора Юрма находится примерно в двухстах километрах от Екатеринбурга. Если считать от метро Ботаника до заводоуправления Карабашмедь, по трассе будет 180 км. Дорога через Тюбук и Кыштым. Оптимальным вариантом будет доехать туда на попутке, либо договориться на Бла-бла-каре. Направление популярное, машин много. Еще есть аналогичный сайт - едем.рф

Можно добраться и на рейсовом автобусе, но время уйдет раза в два больше, и за рюкзак потребуют доплату, да и по городу лишние 4 километра топать придется, в Карабаше автобус неудобно останавливается, далеко. Либо по городу на такси проехать. Рейсы в сторону города Миасс.

Если на своем авто, то можно доехать до эко-отеля "Экстрим-парк", дорога проходима для любой машины, и там на платной стоянке оставить автомобиль. Сэкономите восемь с половиной километров.

Если вышли у заводоуправления, то нужно идти по улице Освобождения Урала, затем направо, ну и дальше все в рассказе. До стоянки Труба 16 км в гору.

Карта горы Юрма

Скала Чертовы ворота на горе Юрма

Видеосюжет из фильма «Юрма»